Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

МБУ ДО "Станция юных натуралистов Волоконовского района"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0












Главная » 2018 » Февраль » 7 » Муниципальный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов "Человек на Земле"
15:31
Муниципальный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов "Человек на Земле"

С 01  по 10 февраля 2018 года проводится муниципальный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов "Человек на Земле".

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Номинация 1. «Экологические проблемы родного края»

- Растения в городе.

- Проблемы содержания домашних животных в городе.

Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.

- Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.

- Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.

- Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?

- Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.

Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.

- Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.

 

Номинация № 2. «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»

- Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем в свете глобальных изменений природной среды.

- Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.

- Биоразнообразие как критерий динамики состояния экосистем.

- Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.

- Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.

- Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.

- Роль пионерных и климаксных видов растений и животных и процессах восстановления экосистем.

- Интродукция и инвазия чужеродных видов в экосистемы и их взаимоотношения с аборигенными видами.

- Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективного сохранения.

 

Номинация № З. «Этнографические исследования»

 

- Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.

- Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.

- Занятия населения:

- сельскохозяйственные работы, их организация и распределение, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;

- присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;

домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;

- народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, характер и смысл мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

- Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.

- Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.

- Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.

Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.

- Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.

Историко-культурные заповедники. Ландшафты и связанные с ними исторические события, традиции и природопользование местного населения, жизнь и творчество знаменитых личностей.

- При выполнении проектов важно не ограничиваться сбором и анализом литературных данных, предусмотреть общение со старожилами, непосредственное знакомство с изделиями народного творчества.

Номинация № 4. «Первые шаги в экологии»

-Один из вариантов тематики работ, выполненных с участием детей не старше 10 лет — это проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации. Например:

- Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.

То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.

- Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые — детям»).

- Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.

- Также можно представить выполненные с участием детей этого возраста проекты по таким тематическим направлениям:

«Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать, и от каких болезней. Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).

- «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя — птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак?

- «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды? Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.

- «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?

- «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Описать судьбу испорченных запасов.

- «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?

- «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.

Просмотров: 333 | Добавил: Юннат | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей

МБУ ДО "Станция юных натуралистов Волоконовского района" © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz